Комментарии к Закону О свободе совести

Attention: open in a new window. PDFPrintE-mail

x

С.Ю. ПЯТИН

Пятин Сергей Юрьевич - адвокат, руководитель адвокатского образования, член Адвокатской палаты Саратовской области, общий юридический стаж работы 20 лет, специализируется по гражданским делам.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания является одним из важнейших прав граждан в любом демократическом государстве.

Российская Федерация - светское государство, в котором исторически сложилось религиозное многообразие, однако долгие годы насильственно насаждались единомыслие и атеизм.

Действующая российская Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также закрепляет равные права и свободы человека и гражданина независимо от отношения к религии.

Реализация этих конституционных положений связана с действием комментируемого Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Комментарий предназначен не только для юристов, но и для всех лиц, интересующихся указанными вопросами.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 15 марта 2006 года.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

УК РФ - Уголовный кодекс РФ

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ

ТК РФ - Трудовой кодекс РФ

ЗК РФ - Земельный кодекс РФ

ЖК РФ - Жилищный кодекс РФ

ч. - часть

гл. - глава

др. - другие

м - метр(ы)

мг - миллиграмм(ы)

млн. - миллион(ы)

млрд. - миллиард(ы)

сек. - секунда(ы)

ст. - статья(и)

с изм. и доп. - с изменениями и дополнениями

т - тонна(ы)

тыс. - тысяча(и)

п. - пункт(ы)

26 сентября 1997 года N 125-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Принят

Государственной Думой

19 сентября 1997 года

 

Одобрен

Советом Федерации

24 сентября 1997 года

 

(в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

 

Комментарий к преамбуле

Комментируемый Федеральный закон N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - комментируемый Закон или настоящий Закон) был принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 г. и введен в действие со дня его официального опубликования <*>.

--------------------------------

<*> См.: Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. N 39. Ст. 4465; Российская газета. N 190. 01.10.1997.

Изменения в комментируемый Закон вносились Федеральными законами: от 26.03.2000 N 45-ФЗ (были изменены сроки обязательной перерегистрации религиозных организаций, созданных до введения в действие комментируемого Закона, установленные п. 4 ст. 27, с 31 декабря 1999 года на 31 декабря 2000 года) <1>; от 21.03.2002 N 31-ФЗ (в связи с приведением законодательных актов в соответствие с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" были внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 8, 11, 12, 14, 25, 27 комментируемого Закона) <2>; от 25.07.2002 N 112-ФЗ (в связи с принятием ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" были внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 14 комментируемого Закона) <3>; от 08.12.2003 N 169-ФЗ (в связи с внесением изменений в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" были внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 8, 11, 14 комментируемого Закона) <4>; от 29.06.2004 N 58-ФЗ (в связи с внесением изменений при осуществлении мер по совершенствованию государственного управления были внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 11, 14) <5>.

--------------------------------

<1> ФЗ от 26.03.2000 N 45-ФЗ "О внесении изменений в п. 4 ст. 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Российская газета. N 62. 30.03.2000; Собрание законодательства РФ. 03.04.2000. N 14. Ст. 1430.

<2> См.: ФЗ от 21.03.2002 N 31-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. 25.03.2002. N 12. Ст. 1093; Российская газета. N 53. 26.03.2002.

<3> ФЗ от 25.07.2002 N 112-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3029.

<4> ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ (ред. от 02.11.2004) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4855; Российская газета. N 252. 16.12.2003.

<5> ФЗ от 29.06.2004 N 58-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // Российская газета. N 138. 01.07.2004; Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. N 27. Ст. 2711.

С принятием комментируемого Закона утратил силу Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 "О свободе вероисповеданий", действовавший ранее (далее - Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий"). <*>

--------------------------------

<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 21. Ст. 240.

Закон РСФСР с момента его опубликования объявлял недействующими на территории РСФСР все нормативные акты всех министерств и ведомств СССР и РСФСР, противоречащие Закону РСФСР о свободе вероисповеданий, и признавал утратившими силу Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" <*>, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" <**>.

--------------------------------

<*> СУ РСФСР. 1918. N 18.

<**> СУ РСФСР. 1929. N 35. Ст. 353.

В преамбуле Закона РСФСР указывалось, что свобода вероисповеданий является неотъемлемым правом граждан РСФСР, гарантированным Конституцией РСФСР и международными обязательствами Российской Федерации.

Было также установлено, что Закон РСФСР исходит из содержащегося в международных соглашениях и пактах положения о том, что свобода имеет религиозные или атеистические убеждения и осуществлять соответствующие этому действия подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для обеспечения прав и свобод других лиц.

Закон РСФСР был весьма либеральным и демократичным, что отмечалось и Парламентской ассамблей Совета Европы (ПАСЕ). <*>

--------------------------------

<*> См.: Резолюция ПАСЕ от 22.06.2005 N 1455 "О выполнении обязанностей и обязательств Российской Федерацией" и Рекомендации N 1710 (2005) под тем же названием. В этих документах дается краткий обзор выполнения Россией основных обязательств, вытекающих из ратифицированных ею договоров Совета Европы, и даются рекомендации российскому правительству относительно мер, которые следует предпринять для улучшения ситуации в отдельных сферах. Приняты документы были на основании доклада Дэвида Аткинсона (Великобритания) и Рудольфа Биндига (Германия). В разделе III Доклада указывается, что Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый в 1997 году, является шагом назад по сравнению с ранее действовавшим более либеральным Законом РСФСР "О свободе вероисповеданий", принятым в 1990 году. Закон РСФСР назван в докладе "самым прогрессивным законом о свободе совести за всю историю России". Он отличался большей демократичностью и в сравнении с принятым в том же году Законом СССР "О свободе совести и о религиозных организациях".

Хотя считается, что преамбула комментируемого Закона самостоятельного и обязательного юридического значения не имеет, однако с точки зрения приемов толкования норм права (исторического, логического) преамбула Федерального закона должна иметь и действительно имеет значение в практике его применения (в т.ч. и судебной).

В содержании преамбулы комментируемого Закона в основном отражены положения основополагающих международных актов, устанавливающих для государств-участников обязательства по соблюдению прав человека.

Так, Международный пакт "О гражданских и политических правах", принятый 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Пакт о гражданских и политических правах) <*>, устанавливает в ст. 2, что каждое участвующее в Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

--------------------------------

<*> Бюллетень международных договоров. 1993. N 1. С. 3 - 6. Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 19.12.1966 Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Пакт вступил в силу 23.03.1976. СССР подписал Пакт 18.03.1968 с заявлением, Пакт вступил в силу для СССР 23.03.1976. Постановлением ВС СССР от 05.07.1991 N 2305-1 СССР признал компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со статьей 41 Пакта.

Отступления от указанных обязательств допускаются согласно ст. 4 указанного Пакта лишь во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, и лишь в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

В качестве основополагающего принципа ст. 18 указанного Пакта устанавливает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Участвующие в указанном Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Государства - участники Пакта о гражданских и политических правах обязуются в соответствии со ст. 20 Пакта запрещать законом всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, и обеспечивать равенство всех людей перед законом, а также право без всякой дискриминации на равную защиту закона.

В этом отношении согласно ст. 26 указанного Пакта всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Важным является и обязательство государств - участников Пакта, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не отказывать в праве лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Данные права в России закреплены в Конституции.

Согласно ее ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В преамбуле содержится важное указание на светский характер Российской Федерации как государства (см. также комментарий к ст. 4 настоящего Закона), что соответствует содержанию ст. 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. <*>

--------------------------------

<*> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Юристъ, 2004.

Установленному российской Конституцией (ст. 14) положению об отделении религиозных объединений от государства и недопустимости для любой религии быть установленной в качестве государственной или обязательной корреспондирует содержание ст. 4 комментируемого Закона (см. комментарий к ней).

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви, а как граждане России.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений. <*>

--------------------------------

<*> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч.

Стоит, однако, отметить, что с точки зрения соотношения по важности конституционных положений указание на светский характер государства Российская Федерация проигрывает другим его характеристикам.

Что, как отмечалось в юридической литературе, дает основание для умаления конкретных качеств государства.

Например, ст. 1 Конституции России 1993 г. обозначает российское государство как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления.

Однако положения о его социальном и светском характере помещены в ст. 7 и ст. 14, что придает таким определениям некоторую второсортность, сужает их значение, превращает в частные гарантии соответственно социально-экономическим правам личности и отделенности религиозных объединений от государства. <*>

--------------------------------

<*> См.: Лупарев Г.П. Конституционная характеристика государства (содержание и значение) // Право и политика. 2005. N 4. Автор отмечает, что "причины размещения в глубине текста конституции отдельных определений государства могут быть различными - от политического компромисса среди разработчиков до соображений чисто технического свойства. Вместе с тем принижающий результат такого шага в любом случае несомненен. Недаром высшее руководство России о светской специфике своего государства заботится в последнюю очередь, если только вообще заботится".

Отмечается также и то, что в последнее время наблюдается известный отход от последовательного соблюдения приведенных конституционных принципов, а комментируемый Закон "не во всем соответствует провозглашенному в ч. 2 ст. 14 Конституции принципу равенства религиозных объединений перед законом, создавая некоторые преимущества для так называемых традиционных религий, прежде всего для православия, которое исповедуется подавляющим большинством верующих" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Страшун Б.А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2003. N 11. Автор также указывает на существующие в настоящее время "попытки ввести в школах религиозное воспитание под видом "основ православной культуры", транслируемые по телевидению церемонии освящения служителями Русской православной церкви официальных зданий, окормления военнослужащих профессиональными православными военными капелланами, что вряд ли соответствует конституционным принципам и законодательным нормам", и характеризует вмешательство Русской православной церкви, препятствующей государственному визиту в Россию главы государства Ватикан, во внешнюю политику, ползучей клерикализацией.

Православие представляет собой одно из направлений в христианстве, наряду с католицизмом и протестантизмом.

С 4 века нашей эры православие начало складываться как официальная религия Византийской империи, а с момента разделения христианской церкви в 1054 г. стало полностью самостоятельной религией.

Православие не имеет единого церковного центра, существует 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей, каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности.

Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов Церкви 2 - 8 вв.).

Основополагающие принципы православия сформулированы в 12 пунктах Символа веры (принят на Вселенских соборах в Никее в 325 г. и Константинополе в 381 г.).

Важнейшие догматы православия - триединство Бога, Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Изменять форму или содержание догматов нельзя.

В качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми признается духовенство.

Православие характеризуется весьма сложным культом, детали которого тщательно проработаны.

По сравнению с другими христианскими конфессиями богослужения в православии продолжительнее, значительная роль принадлежит религиозным праздникам, главным среди которых является Пасха.

На Руси православие появилось в 988 г. (Крещение Руси великим князем Владимиром).

Вначале Русская Православная церковь была составной частью Константинопольской церкви (метрополией), а с 1448 стала самостоятельной и с 1589 г. Предстоятель Русской церкви получил Патриаршее достоинство (до того будучи митрополитом).

Патриаршество было упразднено в царство Петра I, и Церковью с 1721 г. управлял коллегиальный орган - Святейший Синод.

С 1917 года на Поместном Соборе святитель Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси.

В Российской Федерации большую часть верующих составляют именно православные.

В преамбуле комментируемого Закона указывается на признание особой роли православия в истории России, в развитии ее культуры и духовности.

На данное обстоятельство как на недостаток комментируемого Закона указывал в своем Заключении для Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Миронов О.О. <*>

--------------------------------

<*> См.: Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ "О проверке соответствия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" международно-правовым обязательствам Российской Федерации" // Российская газета. N 77. 22.04.99.

В частности, он отмечал, что "принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в основном отвечает международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства - участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека.

В преамбуле Закона (п. 1 - 3), как и в ст. 28, 19 (ч. 2) и 29 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, подтверждается право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

В то же время ряд положений Закона вступает в противоречие с принципами, установленными упомянутыми международно-правовыми документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский суд по правам человека.

По сути дела, эти нормы и не могут действовать на территории Российской Федерации, исходя из примата над внутренним законодательством правил, установленных международными договорами, что предусмотрено Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15)".

В Заключении указывается на то, что в комментируемом Законе "по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий", хотя в соответствии с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в ст. 14 Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом.

К подобным же нормам, как указано в Заключении, относятся и положения преамбулы комментируемого Закона об особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры и указание об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России. <*>

--------------------------------

<*> "Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под определение "других" - католицизм, униатство или же, скажем, пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли это неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе, - конфуцианству, индуизму и т.п. - не являющимся частью этого наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует", - резюмирует О.О. Миронов.

С международными документами вступают в противоречие и другие нормы комментируемого Закона.

Так, в указанном Заключении Уполномоченного по правам человека в РФ упоминается п. 3 ст. 3, в котором говорится, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Однако, помимо декларированного в преамбуле привилегированного положения отдельных религий, ряд других положений Закона устанавливает нормы, по сути ведущие к дискриминации отдельных конфессий на практике.

Противоречит как Европейской конвенции, так и прецедентам органов Совета Европы, являющимся важным источником "европейского" права, проводимое в Законе (ст. 6 и 7) разграничение между религиозными объединениями и религиозными группами.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона религиозные группы, в отличие от религиозных объединений, не подлежат государственной регистрации и не пользуются правами юридического лица.

Закон, кроме того, проводит различие между "традиционными" религиозными организациями и религиозными организациями, у которых отсутствует "документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет" (п. 1 ст. 9 Закона).

"Нетрадиционные" религиозные организации лишены многих прав и в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона не могут:

просить Президента РФ об отсрочке от призыва на военную службу и освобождении от военных сборов своих священнослужителей, а также не имеют права на замену военной службы альтернативной службой для последователей данной религии;

создавать образовательные учреждения;

обучать детей религии вне рамок образовательной программы;

иметь при себе представительство иностранной религиозной организации;

проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения;

создавать образовательные учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала;

приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.

Дискриминационным является также противоречащий как Европейской конвенции, так и Международному пакту о гражданских и политических правах п. 2 ст. 13 Закона, который гласит, что "представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения".

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о свободе совести "право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Данные положения, как указывалось в Заключении, противоречат п. 2 ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который устанавливает, что "свобода исповедовать свою религию... подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц".

Это исчерпывающий список предусмотренных Конвенцией законных ограничений права на свободу религии.

В отличие от ряда других прав и свобод, гарантируемых, в частности, ст. 8, 10, 11, никакого лимитирования свободы религии по соображениям "национальной безопасности" Конвенция не устанавливает.

Критике подвергались и положения ч. ч. 3 и 4 ст. 16 комментируемого Закона, предусматривающие возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских частях, в местах лишения свободы и местах содержания под стражей.

В Заключении Уполномоченного по правам человека в РФ указывалось, что "практические гарантии реализации этих прав в Законе отсутствуют", не ясно также, что имеется в виду под "учетом требований воинских уставов" и "соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства", на которые ссылается данная статья.

Изложенное показывает, что комментируемый Закон не лишен недостатков и должен быть приведен в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Христианство - одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).

В ее основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение Второго лица триединого Божества.

Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах.

Источник вероучения христианства - Священное Предание, главным в нем является Священное Писание (Библия); по значимости за ним следуют др. части Священного Предания (Символ веры, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов Церкви и др.).

Христианство возникло в 1 в. н.э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у др. народов Средиземноморья.

В 4 в. стало государственной религией Римской империи.

К 13 в. вся Европа была христианизирована.

На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца 10 в.

В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм.

Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд. человек.

Ислам (буквально в переводе с арабского - покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в.

Основатель - Мухаммед.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.

В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы: поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха.

Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять основных обязанностей (столпы ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саум); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание - Сунна. Основные направления - суннизм и шиизм.

В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8 - 9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Буддизм - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.

Возник в Древней Индии в 6 - 5 вв. до н.э.

Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда).

Основные направления - хинаяна и махаяна.

Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н.э. - начало 1-го тысячелетия н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др.

В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него.

Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма).

В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое "я" отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д.

Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н.э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель Божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору (Пятикнижие Моисея), книги пророков и т.н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).

Среди прочих религий в России можно отметить также старообрядчество, различные секты (духовных христиан, хлыстов, духоборцев, баптистов, свидетелей Иеговых и др.).

В составе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации представлены Русская православная церковь, Русская православная старообрядческая церковь, Древлеправославная поморская церковь, Центральное духовное управление России и европейских стран СНГ, Управление мусульман Центрально-европейского региона России, католики латинского обряда европейской и азиатской частей России, Евангелическо-лютеранская церковь восточной части России, Союз церквей евангельских христиан - баптистов России, Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации, Церковь адвентистов седьмого дня, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, Союз христиан веры евангельской - пятидесятников России.

Католицизм - одно из основных направлений в христианстве.

Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр - папство, глава - папа римский, считающийся преемником апостола Петра.

Резиденция папы - Ватикан.

Источники вероучения - Священное Писание и Священное Предание, которое включает помимо древней традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (4 - 8 вв.) решения последующих церковных соборов, папские послания.

Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к символу веры (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Католики составляют б.ч. верующих в Австрии, Бельгии, Венгрии, Испании, Италии, Литве, Польше, Португалии, Франции, Словакии, Чехии, западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах.

Протестантизм (от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.).

Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное Писание.

В 19 - 20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь "религии без Бога" (т.е. только как нравственного учения).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении.

Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

В Российской Федерации существуют церковные организации лютеран, баптистов, адвентистов седьмого дня и др.

Общее число приверженцев протестантизма в мире около 325 млн. человек. <*>

--------------------------------

<*> См.: Краткая российская энциклопедия. Электронная энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 2005; ЗАО "Новый Диск".

Комментарии к Закону разбиты на 6 частей.

  1. Глава I. Общие положения (Статьи 1-5). Читать комментарий.
  2. Глава II. Религиозные объединения (Статьи 6-10). Читать комментарий.
  3. Глава II. Религиозные объединения (Статьи 11-14). Читать комментарий.
  4. Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций (Статьи 15-20). Читать комментарий.
  5. Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций (Статьи 21-23). Читать комментарий.
  6. Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций (Статьи 24-27). Читать комментарий.