Правовое положение религиозных организаций

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Б.С. МАРТЫНОВ

--------------------------------

<*> Marty'nov B.S. Legal status of the russian orthodox church and religious organizations of the Russian Federation.

Мартынов Богдан Сергеевич, юрисконсульт юридической группы филиала в г. Белгороде ОАО "Московский индустриальный банк", старший преподаватель кафедры документоведения Белгородского государственного университета.

Закон должен защищать свободу совести,

а не свободу быть бессовестным.

Русская православная церковь имеет не только Божественное происхождение, но и мирское, а значит, вступает в правоотношения, имеет права и несет обязанности, обладает статусом юридического лица. Правовое положение РПЦ было всегда неординарно, в зависимости от политической конъюнктуры, исторического этапа нашей страны, отношения к вере руководителей страны. В статье дан краткий историко-правовой анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность РПЦ и религиозных организаций в нашем государстве в период 1990 - 2000 гг.

Ключевые слова: РПЦ, правовое регулирование, правоотношения, свобода совести, государственно-религиозные отношения.

The Russian Orthodox Church has not only divine origin but also the carnal one, it means that it enters into legal relations, has the rights and bears obligations, has the status of juridical person. The legal status of the Russian Orthodox Church was always ingenious, dependent on political environment, historical stage of our country, the attitude to belief of the heads of the country. The article gives a short historical-law analysis of normative-law acts regulating activity of the Russian Orthodox Church and religious organizations in our state during the period of 1990 - 2000.

Key words: Russian Orthodox Church, legal regulation, legal relations, freedom of conscience, state-religious relations.

В 80 - 90-х годах XX столетия произошли заметные изменения как во внутрицерковном, так и в светском законодательстве, более четко определившие и закрепившие правовой статус Русской православной церкви.

Уже в 1990 г. в связи со вступлением в силу Закона РСФСР от 1 октября 1990 г. "О свободе совести и религиозных организациях" коренным образом изменились внешние взаимоотношения церкви и государства. Закон предоставил приходам и церковным учреждениям права юридического лица. Как следствие этого, в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации в главе "Юридические лица" появились нормы о религиозных организациях. То есть можно сказать, что был сделан серьезный сдвиг в правовом положении Русской православной церкви и религиозных объединений.

Законодательная база Российской Федерации, регулирующая деятельность и характеризующая правовой статус церкви, состоит из следующих нормативных актов:

- Конституции Российской Федерации;

- кодифицированных нормативных актов (кодексов) Российской Федерации;

- федеральных законов Российской Федерации;

- указов Президента Российской Федерации;

- постановлений Правительства Российской Федерации;

- приказов Министерства юстиции Российской Федерации;

- нормативных актов субъектов Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие начала, которые отражены в ст. ст. 13 и 14. Они провозглашают Российскую Федерацию светским государством, основными принципами которого являются: отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих цели, направленные на разжигание религиозной розни. В ст. 28 дается понятие, что каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право свободно исповедовать свою веру, не боясь преследований со стороны государства, быть членом религиозной организации, получать религиозное образование <1>.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией гражданам России также дано право не исповедовать никакой религии. Система образования и воспитания в нашей стране не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Но Российская Федерация признает и уважает свободу родителей и детей на получение религиозного воспитания.

Также в Основном Законе отражен и ряд других начал. В ст. 29 провозглашается свобода мнений, идей, убеждений, а также возможность их открыто выражать. Статьи 29 и 28 действуют во взаимосвязи со ст. 30. Она закрепляет право граждан на объединения. Статья 31 говорит о том, что граждане Российской Федерации имеют право мирно, без оружия собираться, проводить собрания, демонстрации.

Далее перейдем к характеристике Гражданского кодекса Российской Федерации, к статьям, касающимся в той или иной мере Русской православной церкви. Это в первую очередь ст. 117, в которой закрепляется, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, которые объединились в законном порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, рассматриваемые организации являются некоммерческими организациями <2>. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы.

--------------------------------

<2> Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32.

В п. 2 ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится о том, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют права на переданное этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Как видно из вышесказанного, Русская православная церковь обладает статусом юридического лица и может заниматься предпринимательской деятельностью, а также иметь в своем распоряжении определенное имущество, целевое. Бесспорно, структурными субъектами Русской православной церкви являются: епархии, Московская патриархия, синодальные отделы, приходы, монастыри, подворья, братства, сестричества. Кроме того, она имеет свой объект имущественных прав, который, в свою очередь, делится на две компоненты: имущество религиозного назначения, а также иное имущество.

Перечень первого составляют такие, как священные предметы, необходимые для совершения богослужений (священные сосуды, кресты, иконы), предметы, освященные посредством употребления их на богослужениях (купели, чаша для водоосвящения, ризы, кадила, лампады, богослужебные одеяния). Церковное имущество, предназначенное для покрытия расходов на нужды богослужений и содержание клира, а также иных расходов, связанных с реализацией общецерковных задач. По смыслу ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное имущество, принадлежащее Русской православной церкви, относится к объектам гражданских прав. Также, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Русская православная церковь и ее организации могут вести благотворительную деятельность на основании ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следующим источником является Уголовный кодекс Российской Федерации, правда, с определенной спецификой, так как источник закрепляет уже ответственность, а не правовую регламентацию. В Кодексе закреплены два основных состава, которые прямо или косвенно имеют отношение к Русской православной церкви. Это ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания", которая говорит о незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, а также ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая санкции в отношении воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования или участию в них.

Несмотря на вышеприведенные правовые нормы, практика показывает, что в нашем уголовном законодательстве в сфере государственно-религиозных отношений имеются пробелы. Об этом говорят многие факты. Например, в сети Интернет сейчас насчитывается более 130 русскоязычных сайтов по сатанизму и оккультизму, в которых подробно описывается технология человеческих жертвоприношений. Следует отметить, что в Уголовном кодексе нет даже понятия "ритуальное убийство", на что справедливо указывает архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн <3>.

--------------------------------

<3> Миссионерское обозрение. 2003. N 1 (87). Январь. С. 3.

На наш взгляд, более практично и юридически обоснованно было бы ввести такую категорию в уголовное законодательство, как "манипуляция сознанием", что, к примеру, сделали во Франции.

Следующим довольно весомым источником является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" в новой редакции. Характеризуя данный Закон, отметим, что он, конечно, имеет некоторые недостатки, а именно ряд статей, которые противоречат международным договорам, не дает четкую градацию религиозным объединениям. Но все же Закон по сравнению с предыдущим в большей степени устраняет пробелы в правовом регулировании религиозных организаций.

В частности, Закон закрепляет право на свободу совести и свободу вероисповедания. Дает понятия таких категорий, как "религиозные объединения, группы и организации". Закрепляет условия создания религиозных объединений, т.е. при наличии каких документов может осуществляться государственная регистрация, об условии отказа в такой регистрации, дает понятие представительств иностранных религиозных организаций. Говорит о мерах воздействия на религиозные организации, т.е. о ликвидации и запрете их деятельности в случае нарушения ими законодательства.

Закон фиксирует также права и условия деятельности религиозных организаций, проведения религиозных обрядов и церемоний, право производить и приобретать литературу, предметы религиозного назначения, право заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью, создавать учреждения профессионального религиозного образования.

В Законе закрепляется право религиозных организаций на международные связи и контакты. Также говорится о закреплении за религиозными организациями права собственности, права пользования имуществом, принадлежащим государству. Закон разрешает религиозным организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать собственные предприятия. Он регламентирует трудовые правоотношения в религиозных организациях, которые подробнее урегулированы нормами Трудового кодекса Российской Федерации, а именно главой 54 "Особенности регулирования труда работников религиозных организаций" <4>. В главе 4 говорится об органах, осуществляющих надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и вероисповедания, о религиозных объединениях.

--------------------------------

<4> Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1.

Следует заметить, что в федеральных законах Российской Федерации, регулирующих правовой статус Русской православной церкви и религиозных организаций, имеется много норм, которые отражают разные правовые аспекты деятельности этих субъектов права. Среди них можно выделить следующие наиболее значимые (в новых редакциях): ФЗ "Об образовании", ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ"; законы, касающиеся налогообложения, это: ФЗ "О налоге на имущество предприятий", ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальном обслуживании".

Другими правовыми актами являются указы Президента Российской Федерации. К ним можно отнести такой, как Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 378 "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий". В данном Указе осуждается многолетний террор, проводимый большевистскими партийно-советскими органами, и указывается на меры, проводимые по реабилитации граждан России.

Большое значение имеют Указы "Об особо ценных объектах культурного наследия народов в РФ", "О приватизации в РФ недвижимых памятников истории и культуры местного значения", "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия, федерального и (общероссийского) значения".

Завершая характеристику такого источника, как указы, обращаем внимание на Указ Президента Российской Федерации "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу", в котором говорится о предоставлении по просьбам религиозных организаций отсрочки от призыва на военную службу. Указом на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность определять порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителей.

Значимым видом источника можно считать Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" которое разъясняет порядок регистрации иностранных религиозных организаций и указывает на то, что организации, не выполняющие требования постановления, подлежат закрытию.

Следующее Постановление довольно новое: от 23 января 2003 г. N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу". Постановление определяет порядок предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу. В нем определяется, какие документы подаются, в какую инстанцию и в какие сроки, отмечается и то, что священнослужитель, которому предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, должен ежегодно в сентябре предоставлять в военный комиссариат выданную религиозной организацией справку, подтверждающую его духовный сан (звание), должность, которую он занимает, и место службы.

Другое весьма значимое Постановление - от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" . Оно раскрывает основные задачи экспертизы и кто ее проводит. Другим Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1998 г. "О составе комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ" закрепляется состав комиссии по вопросам религиозных объединений. Немаловажным является Постановление от 14 марта 1995 г. N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения", которое отражает, как осуществляется передача и какая собственность подлежит передаче.

Специализированными нормативными актами выступают приказы, письма Министерства юстиции Российской Федерации. Среди них выделим такие как: Приказ от 16 февраля 1998 г. N 19 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах Министерства юстиции Российской Федерации". Приказ закрепляет правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций, перечень и порядок предоставления документов, необходимых для регистрации, отмены акта о государственной регистрации, как происходит оформление и хранение материалов.

Следующий - Приказ Министерства юстиции РФ "О порядке реализации Постановления Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565". Приказ обозначает, кто входит в состав экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, как она формируется, ее задачи и в какие сроки проводится.

Также Министерство юстиции Российской Федерации разработало письмо от 24 декабря 1997 г. N 008-18-257-97, в котором излагаются Методические рекомендации для использования в практической деятельности Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Письмо дает методические указания, рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, указывает на задачи, предмет контроля, как оформляется результат проверки и какие меры должны применяться к нарушителям действующего законодательства.

Специфическими источниками, относящимися к правовому регулированию Русской православной церкви и религиозных организаций, являются правовые акты субъектов Российской Федерации. Они также являются важной составной частью механизма правового регулирования. В содержательном плане они регулируют значительный объем взаимоотношений Русской православной церкви и органов власти на уровне субъектов Российской Федерации.

Характеризуя этот вид источника права, отметим пример Белгородской области, где принят Закон от 1 марта 2001 г. "О миссионерской деятельности на территории Белгородской области" (с последующими редакциями). Закон освещает такие понятия, как "миссионерская деятельность", "информационная миссионерская деятельность", закрепляет понятие "миссионер". Устанавливает условия и порядок осуществления миссионерской деятельности. Закрепляет ответственность за нарушения закона и говорит об органах, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.

Деятельность Русской православной церкви регламентируется не только светским законодательством, но и целым рядом локальных актов - внутренних правил самой Русской православной церкви, т.е. каноническим правом. Это вполне согласуется с действующим законодательством, так как согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство уважает внутренние установления религиозных организаций, правда, при условии, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Этот вид источника представлен довольно обильно и разнообразно. Первое место по авторитетности, бесспорно, занимает канонический кодекс Вселенской православной церкви - Правила Святых Апостолов, Соборов и Отцов, которые входят в "Пидалион", "Афинскую Синтагму" и в нашу "Книгу правил". Настоящие правила не подлежат отмене, по меньшей мере властью поместной церкви.

Следом за канонами по значимости идет Устав Русской православной церкви, принятый в 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе, заменивший Положения о Русской православной церкви, изданные Собором в 1945 г. Определения Собора 1917 - 1918 гг. сохранили законодательную силу в той их части, которая не отменена формально и не заменена новыми нормами Устава. Источниками действующего церковного права являются также определения Священного Синода и указы Святейших Патриархов, патриарших местоблюстителей и заместителя патриаршего местоблюстителя - те из них, которые опять-таки не отменены и не устарели <5>.

--------------------------------

<5> Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: Издательство "БЕК", 1999. С. 23.

Церковное законодательство собственного церковного происхождения синодальной и досинодальной эпохи сохранило свою силу настолько, насколько оно не отменено, не изменено и не устарело. В новых государственно-правовых условиях внешнее положение церкви в государстве определяется современным государственным законодательством, и всегда государство выражает свое отношение к чему-либо в виде законодательной базы.

Несколько иначе обстоит дело с разнородным правовым материалом, который был включен в Кормчую книгу. Следует отметить, что, несмотря на внешнюю разнородность, все правила Кормчей книги едины по духу и вере. Поскольку некоторые из законов византийских императоров вошли через Кормчую книгу в русское право и сохранились не в результате зависимости Руси от издавшей их государственной власти, а по причине собственно церковных нужд и благодаря церковной традиции, то относительную важность следует признавать даже за государственными законами византийского происхождения, включенными в Кормчую книгу. В частности, по такому ее отделу, как церковное брачное право, которое сравнительно мало регламентировано канонами. Поэтому в некоторых случаях приходится ссылаться на византийские новеллы, освященные многовековой церковной традицией.

Правовое положение Русской православной церкви в Российской Федерации характеризуется немалой законодательной базой, которая, однако, нуждается в целом ряде значительных корректив в сфере налогового, гражданского и уголовного права. Также можно отметить, что законодательство, касающееся религии в нашем государстве, находится на начальной стадии формирования. Другой проблемой является то, что многие указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, хотя и приняты, но не действуют на практике, так как нет механизма их реализации и зачастую данная база часто отстает от реалий нашей жизни и общества в целом. Но основная проблема заключается в том, что действующая законодательная база позволяет сегодня многочисленным сектам, экстрасенсам, лжепророкам, лжеучителям беспрепятственно калечить души людей и оставаться безнаказанными.